Блог

Как научиться "видеть кадр"

Фоографическое видение это тот навык, научить которому не-воз-мож-но. Его можно только развить.
Каждый фотограф начинает свой путь с одних и тех же ошибок. Сначала эйфория от возможности творить и много-много нащелканных впустую кадров. Это нормально. Человек должен понять, что увиденное и снятое не одно и то же. Есть такие понятия как ракурс, величина предмета по отношению к полю съемки, свет и тени, фон. Как правило начинающие фотографируют все с одного положения — с уровня глаз. Если это цветы, то выходит не картинка окружающего мира, а «портрет» растения. Более того он не имеет теней или тени очень жесткие. Если снимают пейзаж, то захватывают в него все, что видят. В итоге то, что привлекло внимание и понравилось, находится в центре кадра и имеет размер горошины. Эти ошибки преследуют фотографа на каждом шагу, раздражают его и в лучшем случае приводят к осознанию необходимости знаний, в худшем так ни к чему и не приводят. Бытовые снимки имеют свое право на существование и составляют основную массу работ на этом ресурсе. Это снимки ни о чем, недоэкспонированные или переэкспонированные, нечеткие и просто неинтересные. Человек не достигнув определенных успехов в обучении фотографическому видению не способен отделить « зерна от плевел ». Многим даже нравятся их сырые работы. Не нам их судить. Это их жизнь и их хобби, которое помогает быть самим собой , делает человека значимым и счастливым.
И все-таки как научиться видеть кадр ? Первое — практика. Надо фотографировать, фотографировать и еще раз фотографировать. Память сама разложит все по полочкам и в дальнейшем подскажет, что в прошлый раз удачный кадр выполнен так-то и так. А если немного изменить? А вот так. Вы сами приходите к тому, что снимать на автомате неинтересно и не продуктивно. Автомат не умеет думать. Для ручного режима необходимо изучить возможности вашего фотоаппарата и понять, что может дать выдержка,диафрагма, ISO. Один и тот же кадр окажется с разными опциями совсем иным. Но нужен эксперимент и необходима практика.
Второе — преемственность. То, что вы только пробуете, другие уже давно изучили и сделали, а значит надо смотреть работы опытных фотографов. Смотреть как можно больше и запоминать. Для начала подражать. Если научитесь делать как кто-то, то потом сможете творчески осмыслить опыт и видоизменить в своем индивидуальном ключе.
Третье — не хвататься за все. Необходимо понять, что интересно именно вам. Что лучше получается. Мотивация и целеполагание это основа любого творчества.
И еще хотел сказать об обработке фотографий. Много слышу о том, что фотографы гордятся необработанными фотографиями. Считаю это неверно. Цифровая камера это уже обработка. Те режимы, что вы выставили это уже об-ра-бот-ка. Автомат выполняет только те функции, которые закладывает человек. Даже аналоговая камера искажает действительность. Цифровая просто ее трансформипует. А вот как она это сделает зависит от вас, а значит от обработки, которой непременно нужно учиться, если вы собираетесь заниматься не щелканием, а художественной фотографией.
С уважением. Валера Столыпин.
Обсудить